Эрих Мария Ремарк - Жизнь взаймы


Роман Ремарка «Жизнь взаймы» — своеобразное переплетение философских мыслей и бытовых элементов. Особенность этого произведения, которую отметили все литературные критики, — психологическая направленность и почти абсолютная аполитичность. Именно отсутствие политического контекста и открытость душ главных героев подкупает и заставляет все глубже и глубже погружаться в сюжет, не опасаясь наткнуться на некое двойное дно в описаниях автора или диалогах героев.

В центре романа «Жизнь взаймы» — любовь обреченной на смерть молодой Лилиан и стареющего гонщика Клерфэ, которая зарождается на фоне мира и спокойствия, наконец пришедшего в Европу после Второй мировой войны. Казалось бы, главные герои очень разные: их разделяет не только возраст, но и взгляды на многие события. И в то же самое время они очень похожи: оба научились ценить каждое мгновение жизни в ожидании смерти — Лилиан по причине своей неизлечимой болезни — туберкулеза, а Клэрфе в силу своего богатого жизненного опыта, захватившего военные годы и опасную работу профессионального гонщика, когда любой поворот может стать последним. Только если Клэрфе сам выбрал себе такую судьбу, то 24-летняя бельгийская девушка Лилиан неожиданно для себя стала заложницей обстоятельств. Именно Лилиан заставила Клэрфэ находить прелесть во всем, что окружало героев, и до конца чувствовать, переживать моменты в их общей жизни.

Образ главной героини — Лилиан Дюнкерк — во многом схож с образом Пат из романа «Три товарища», и даже не только потому, что обе девушки смертельно больны. Есть такой определенный излюбленный ремарковский женский типаж — хрупкая девушка, создающая впечатление легкости, воздушности, некой самобытности. На фоне её покорной обречённости и осознания неизбежности смерти всё суетное, лишнее просто уходит куда-то на задний план, а ей ничего не остаётся — только быть самой собой. Лилиан натуральная, не скованная никакими предрассудками — этим, возможно, и привлекает Клерфэ. После четырёх лет существования в горном санатории со строгим режимом девушка стремится выбраться из этой неволи и хотя бы перед смертью увидеть то, что другие называют полноценной жизнью.

Построение романа «Жизнь взаймы» также отличается своеобразием — по сути это собранные воедино отдельные эпизоды, разделенные местом действия и временем, сменяющие друг друга подобно кинокадрам — без каких-либо словесно оформленных переходов, и обозначенные только отступами в тексте. Авторское повествование то и дело сменяется внутренними монологами и диалогами героев, которые не навевают скуку, как это часто бывает, а наоборот, побуждают к дальнейшему чтению.
Добавить комментарий